Национальный парк Йосемити (Yosemite National Park) занимает огромную
территорию на западе Сьерры Невада, в горах центральной Калифорнии.
Бесчисленное количество озер, лугов, лесов и гор, скалистые вершины
Йосемити – похожи на красочные, театральные Альпийские декорации.
Через
долину протекает река Мерсед (Merced River), сказочные виды которой
запечатлели многие художники, фотографы и, конечно, многочисленные
туристы со всего мира. В центре долины – уходящие на глубину в полмили
карьеры, на дне которых блестят ледники, сохранившиеся до наших дней со
времен ледникового периода.
Над ледниками на высоте 3 тыс футов зависают гранитные скалистые
своды, с которых обрушиваются мощные водопады. Среди водопадов долины
Йосемити есть поистине уникальные, занимающие по высоте третье и
седьмое место среди водопадов планеты.
В 1880 году, в результате усилий шотландского исследователя и
естествоиспытателя Джона Мьюра (John Muir), долина получила статус
национального парка и с тех пор ее имя стало известно не только всей
стране, но и всему миру.
Ежегодно долину посещает три миллиона туристов. К сожалению,
большинство из них не только путешествуют и останавливаются в районах,
специально предназначенных для кемпингов, но и отдаляются от проложенных
маршрутов и разбивают свои лагеря в девственных, заповедных уголках
парка.
Нерадивое использование заповедника, его перенаселенность и
яростное вторжение на его территорию различных коммерческих структур
стали причиной загрязнения долины. В некоторых районах Йосемити
создалась поистине катастрофическая экологическая ситуация.
В январе 1977 года большое наводнение разрушило половину лагерей и
одну треть всех зданий на территории парка. Было решено, что многие из
них не подлежат восстановлению и эта территория вернулась к
изначальному – природному - состоянию.
В числе других решений, ориентированных на сохранение природных
условий парка, было сокращение количества дорог, для частных
автомобилей, а взамен увеличение количества маршрутных автобусов, как
это сделали, например, в штате Юта в Зайон каньоне "Zion Canyon" и в
штате Аризона – в знаменитом Гранд каньоне (Grand Canyon).
Однако, в самом сердце долины Йосемити "Yosemite Valley" любители
уединения и одиночных прогулок могут всего лишь через 30 минут ходьбы
по проложенным многочисленным тропинкам, оказаться среди дикой,
безлюдной природы, первозданная красота которой привлекает в Калифорнию
многочисленных туристов.
Долина Йосемити представляет
удивительные вариации множества водопадов, обрушивающих свои воды в
долину, и уникальный ледник Глейшер Пойнт (Glacier Point), с вершины
которого открывается потрясающая панорама Сьерра Невады.
Йосемит лежит на расстояние 200 миль к востоку от Сан-Франциско, к
нему ведут три дороги (CA 120, CA 140 и CA 41). Дорога СА 120 тянется с
востока и пересекает Сьерру через проход Tioga Pass . Из-за снега эта
дорога часто бывает закрыта до июля.
Достигнуть южной части
долины можно дорогами, ведущими на протяжение 140 миль через горы. К
западному, горному, краю долины ведут сужающиеся дороги, которые опасно
обрезают по сторонам отвесные горные склоны. Дороги проходят через
несколько тоннелей, которые открывают взгляду потрясающую аллею,
окруженную вертикальными скалистыми склонами и зеленое море лесов,
тающих на горизонте. Это – долина Йосемити (Yosemite Valley) – жемчужина
парка.
Из истории долины Йосемити
Коренные жители Америки, индейцы, жили в районе Йосемити еще за 4 000
лет до нынешнего времени. Предки индейцев, впервые встретивших в своей
долине европейских путешественников, принадлежали к народу племени Южных
Мивок (Southern Miwok).
Однако, торгуя с народом Пайутс, жившим
на озере Моно (Mono Lake Paiutes) – на востоке Сьерры – обменивая у них
лесные орехи, древесные изделия и другие материалы из районов озера
Моно, индейцы Мивок вступали в дружественные и семейные союзы с другими
индейскими племенами.
Индейцы Йосемити имели комплекс богатых культурных традиций. У
них были свои религиозные обряды, песни и политическое разделение членов
общества. Индейцы хорошо использовали в своем хозяйстве различные
вариации экосистемы: растительные и животные рессурсы долины.
Первые
европейские исследователи долины Йосемити упоминают образцы рисунков на
дубовой древесине и рассказывают о том, что видели расчищенные от леса
территории для выпаса домашних животных. Возможно, индейцы расчищали эти
земли для своих нужд, планомерно сжигая подлесок.
Вероятно, первыми европецами, вошедшими в долину Йосемити, были
члены группы Джозефа Уолкера (Joseph Rutherford Walker), которые в 1833
году пересекли восточную часть Сьерры Невада. Этот визит был первым из
известных историкам посещений европейцами долины. После него прошло 20
лет, прежде чем в долине появились другие европейцы.
После того, как в 1849 году у подножия холмов Сьерра Невада нашли
золото, тысячи и тысячи старателей нахлынули в Сьерру в погоне за
удачей. Их вторжение вызвало конфликт с местными индейцами, которые
стали сражаться, чтобы оградить свои земли от незванных пришельцев.
Из-за вспыхнувших конфликтов администрацией штата Калифорния была
организована экспедиция карательного отряда – Батальона Марипоса
(Mariposa Battalion), который был послан на эти земли с целью
прекращения индейской войны (Mariposa Indian War). Батальон вошел в
долину Йосемити 27 марта 1851 года и усмирил индейцев.
Славу о красотах долины Йосемити разнесли по всему миру писатели,
художники и фотографы. Первые гости пришли в долину пешком, либо
приехали на лошадях. Позже они стали прибывать- уже в почтовых каретах и
дилижансах.
Первым предпринимателем, которому пришла идея зарабатывать свои
деньги на туризме в долину Йосемити был Джеймс Хачингс (James Hutchings)
Начали строиться отели, поселения, пастбища в долинах, фруктовые сады
и, в результате, освоение долины началось.
Вдохновленные сказочной красотой Йосемити и обеспокоенные напором
промышленного освоения долины, который грозил природе этой местности,
консерватор Фредерик Олмстед (Frederick Law Olmsted), Реймонд (I.W.
Raymond), а также другие политики обратились в Конгресс США. 30 июня
1864 года президент Линкольн подписал указ о присвоении долине Йосемити и
роще Марипоса, в которой растут уникальные гигантские секвойи, статуса
национального достояния.
Первым охранником и блюстителем порядка (Yosemite Guardian) на
этой территории был избран Гелен Кларк (Galen Clark). Позже борцом
против опустошения высокогорных лугов Сьерры, стал Джон Мьюр (John
Muir). Его борьба завершилась тем, что в 1890 году была законодательным
порядком создана территория Национального парка Йосемити (Yosemite
National Park). Его территория контролировалась военными с
штаб-квартирой в Вавоне (Wawona), и в то же время управлялась его
первопоселенцами.
Это двойное управление было прекращено в 1906 году, когда
Калифорния передала право на владение парком Йосемити федеральному
правительству США. Гражданские охранники парка лесничие-рейнджеры стали
охранять территорию с 1914 года, а два года спустя Конгресс создал
Национальную Парковую Службу с первым директором Стефеном Мезером
(Stephen T. Mather).
Переломным событием векового покоя долины явилась ситуация,
когда долина Хеч Хечи (Hetch Hetchy Valley) стала центром политической
борьбы: городу Сан-Франциско понадобилась плотина на реке Тулум
(Tuolumne River) для обеспечения города водой, в которой он стал
нуждаться из-за стремительного увеличения населения. В 1913 году партия
консерваторов под предводительством Джона Мьюра проиграла сражение в
результате принятия акта Рейкера (Raker Act), по которому было решено
построить дамбу О'Шонесси (O'Shaughnessy Dam).
Век почтовых корет и дилижансов закончился в 1907 году, когда в
долине Йосемити была завершена постройка дороги "Yosemite Valley
Railroad", которая пролегла от города Мерсед (Merced) до Ель Портал (El
Portal). Вначале автомобили проезжали по территории пака нелегально,
однако с 1913 года был официально разрешен въезд частного автотранспорта
на территорию Йосемити.
Ежегодно все больше и больше туристов стремилось в сказочную
долину и вскоре начали возникать серьезные проблемы. Туристические
лагеря располагались на лугах долины и пыль, смог, грязь от автомобилей
туристов, начали загрязнять территории национального парка.
Разрастались службы обслуживания туристов, постепенно захватывая
территорию долины с юга на север.
Количество посетителей долины в 1945 году превысило миллион человек, а к
1976 году число туристов перевалило за два миллиона. К 1991 году
ежегодно долину посещало 3.4 миллиона человек.
В начале семидесятых организация туризма в долине Йосемити
учредила одностороннюю дорогу специально для движения автомобилей
туристов, устранило автомобильное движение с восточного района долины,
предложила услугам туристов бесплатное использование маршрутного
транспорта и трамвайные туры в рощу Марипоса (Mariposa Grove), превратив
места для автостоянок вокруг Туристического Центра долины в пешеходную
площадь супермаркетов. Администрация Йосемити призвала туристов
парковать свои автомобили и наслаждаться пешими прогулками по парку или –
пользоваться общественным транспортом, предназначенным для туристов.
Генеральный план развития туризма в долине Йосемити, который
сформулировал все правила туристического использования долины привлек в
долину капиталовложения, организовал управление делами, объединил
делопроизводство частников и в 1980 году был успешно завершен.